Цветная гладь
Вышивка
цветной гладью — одна из самых эффектных. Панно, картины, отделка блуз, воротничков, столового белья — лишь неполная часть ее применения. Успех во многом зависит от правильного распределения цвета. В исполнении цветная гладь отличается от белой тем, что очертания рисунка не обводятся контуром.Цветная гладь может быть выполнена шелком, шерстью или мулине. Ее можно подразделить на простую, выпуклую, двустороннюю или китайскую, теневую и рисовальную. Вышивать цветной гладью лучше на пяльцах, так как именно вышивая гладью можно стянуть работу.
Швы используются следующие: косой и прямой швы глади, стебельчатый и тамбурный шов. Кроме того, применяется накидной шов с узелками. При вышивке шелком надо делать косой и прямой швы глади и стебельчатый шов, так как при этом вышивка получается эффектнее. Листики делают преимущественно косой гладью, а цветы — прямой. Иголку необходимо вкалывать аккуратно вдоль линий рисунка, следя за правильностью его контура, в чем и заключается секрет правильной, красивой вышивки. Направление стежков зависит от положения различных деталей рисунка: листьев, цветов. Листок с одной жилкой вышиваем косыми стежками по направлению к жилке; сначала вышиваем одну половину листка, а потом — другую, причем одну половину можно сделать светлее другой. Закончив листок, можно вышить жилку стебельчатым швом в виде продолжения стебелька. Но в более тонкой глади этого не делают; здесь линия посредине листка, образуемая его двумя половинами, заменяет жилку.
Прорезная гладьДля ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».
Русская гладьВыполняется стежками величиной от 5 до 7 мм по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2—3 нити между ними. Стежки должны плотно прилегать друг к другу
Атласная гладь Широкое распространение получила вышивка шелком по шелку в Китае. В книге «Тайные сокровища Цинов» написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь яркие, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.
Для выполнения этого вида глади используют шелк или мулине. Рекомендуется вдевать в иглу только одну нитку — чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами.
Каждый новый стежок выполняют, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, вышивая листик или лепесток, стежки направляют по жилкам. Когда на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивают по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняют по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю.
При правильно выполненной вышивке на лицевой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на изнаночной — хаотично расположенные маленькие стежки.
Китайская гладьЭта гладь отличается от других видов художественной вышивки техникой исполнения. Вышивка чаще всего имеет декоративный характер. Рисунки, отражающие растительный или животный мир, стилизованы, цветовая гамма может отличаться от естественной окраски изображаемых предметов.
Особое внимание при выполнении китайской глади надо обращать на подбор цветов и оттенков, достигая гармоничного сочетания цветов вышивки между отдельными элементами и фоном изделия. Фоном для китайской глади может служить гладкая однотонная ткань атласного переплетения темных цветов (черный, темно-синий, темно-зеленый, бордовый, коричневый). Для вышивки следует использовать тонкие, блестящие нитки, лучше шелковые, ярких цветов. Нижняя нитка для настила должна быть хлопчатобумажная в тон ткани. Натяжение ниток среднетугое, верхняя нитка чуть слабее, чем нижняя. Вышивку выполняем прямой или косой гладью с «настилом» или без него (техника белой глади) цветными нитками. Под каждый цвет ниток надо подобрать нескольких переходных тонов (3—4 тона), например, темно-зеленый, светло-зеленый — для листьев, бордовый, красный, светло-красный — для цветов и т. д.
Стежки ниток одного тона не должны входить в нитки другого тона, как в атласной или художественной глади, а укладываться как бы рядами.
В узорах вышивки китайской гладью каждый лепесток цветка в зависимости от размера разделен на 3—5 частей (поперек лепестка). Каждую часть лепестка следует вышивать отдельно нитками переходных тонов одного цвета — светлым тоном по краю лепестка и самым темным к середине цветка, или наоборот. Сначала хлопчатобумажными нитками обшиваем контур рисунка и каждой части лепестка или листика отдельно. Затем выполняем «настил» в первой части лепестка и поверх него укладываем плотные гладьевые стежки, ударяя иглой точно в линию границы между частями лепестка. Закончив вышивку первой части лепестка, верхнюю нитку закрепляем, обрезаем и меняем на нитку более темного тона, и заполняем гладью вторую часть. Следующие части лепестка заполняем также нитками переходных тонов. Серединку цветка можно вышить нитками контрастного цвета.
Листья вышиваем прямой или косой гладью нитками 2—3 тонов одного цвета. Лист также делим на несколько частей (обычно на 4 части) по тонам ниток. Делить лист нужно вдоль центральной жилки. Каждую сторону листа выполняем в два ряда нитками переходных по светлоте тонов.
Этот вид вышивки широко применяется при изготовлении верхней одежды (халаты, жилеты), покрывал, подушек, декоративных панно и других изделий.
Теневая гладьНа конце и по краям рисунка вышивка должна быть более светлой, а к основанию и ближе к середине — более темной. Можно также одну половину выполнить более светлыми тенями, чем другую. В случае, если у листьев и лепестков цветка края отогнуты, то их надо вышивать в другом направлении и другими тенями (более светлой тенью, если они освещены, и более темной, если они лежат в тени). Плавный переход от одной тени к другой достигаем следующим образом. Стежки вышивки при переходе из одной тени в другую делаем различной длины, с очень маленькими промежутками между ними.
Промежутки эти в светлой тени заполняем более темной тенью, и наоборот; тогда разница между ними сглаживается.
Художественная цветная гладьВыполняется цветными блестящими нитками. Ее отличие от белой глади в том, что стежки делаются не прямые, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью.
Если вышиваемая форма большого размера, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше смотрятся короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу рекомендуется вкалывать между стежками, а не в сделанный ранее стежок.
Выпуклая цветная гладь отличается от простой цветной глади тем, что вначале делается настилка мягкими нитками, причем нитки настилки должны быть немного толще тех, которыми вышивают. Стежки должны ложиться поперек настила без промежутков.