Женщины за рукоделием-довольно частый сюжет в живописи! Дамы благородных кровей за вышивкой в интерьерах дворцов, швеи в пустых бедных комнатах, старушки с вязанием в дальнем углу гостиной, молодые кружевницы ...- множество этих образов осталось на полотнах старых мастеров (вспомнить хотя бы тропининских рукодельниц...).
Думаете, тех, что делают и нижут бисер, нет? Есть немного
!
Центром производства бисера долгие годы была Венеция. Венецианская бисерная мастерская изображена на картине Ван Лоо (Копенгагенская картинная галерея): группа мастеров за работой; одни заняты резкой стеклянных трубок, другие шлифуют бисер в тигле.
Ван Лоо. Бисерная и коралловая мастерская. Копенгагенская картинная галерея
Ряд художников, живших и работавших в Венеции в конце XIX-начале XX в., запечатлели венецианок за низанием бисера (бусин)!
Роберт Фредерик Блюм (Robert Frederick Blum).
Венецианские низальщицы бисера (Venetian Bead Stringers). 1887-88 гг.
Частная коллекция.Атланта. Джорджия.
Понятно, что низание бисера - работа утомительная, механическая и мало оплачиваемая. Выполняли ее в домашних условиях девушки и дети! Интересно, что делает вот эта? Вырвала волос, чтобы использовать его вместо иголки?
Ниже - картина известного американского художника Джона Сингера Сарджента (John Singer Sargent)(1856-1925 гг.) "Венецианские низальщицы бисера" (The Bead Stringers of Venice ). Картина осталась неоконченной. Более того, по заключению сотрудников дублинской галереи, художник сам вырезал в буквальном смысле слова верхний правый "неудавшийся", по его мнению, фрагмент. Очевидно, что на вырезанном фрагменте дверь в помещение и изображение третьей девушки, сидящей лицом к зрителям. От полного уничтожения картину спас коллекционер Валентайн Лоулесс (барон Клонкарри), который хотел купить ее у Сарджента, но получил от художника в подарок.
Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent).
Венецианские низальщицы бисера (The Bead Stringers of Venice ). 1880-1882 г.
Национальная галерея Ирландии. Дублин
И еще на одной картине Сарджент запечатлел венецианских низальщиц бисера (три женщины в черных шалях изображены в темном интерьере; у одной из них на коленях деревянный лоток с бисером) - по-моему, этих девушек никак нельзя назвать жизнерадостными
Джон Сингер Сарджент John Singer Sargent).
Венецианские низальщицы бисера (Venetian Bead Stringers). 1880-1882 г.
Художественная галерея Олбрайт-Нокс. Буффало. Нью-Йорк. США
Если горшок справа на этом офорте полон бисера, откуда взяться радости? Бедные они бедные! И так ведь каждый день!!!!
Отто Генри Бехер (Otto Henri Bacher).
"Низальщицы бисера" (Bead Stringers) из серии венецианских офортов. 1882 г.
Художественная галерея Кливленда США.
Совсем по-другому выглядят "Низальщицы бисера" (The Pearl Stringers) австрийского художника голландского происхождения Сесила Ван Хаанена (Cecil Van Haanen)(1844-1914 гг.). Тут и старуха, и девушки, и дети...И все кажутся очень оживленными. Но какая убогая комната!!! Эта картина была представлена публике во время Парижского салона в 1876 г. В 2004 г. ее продали на аукционе Кристи:
Сесил Ван Хаанен (Cecil Van Haanen).
Низальщицы бисера (The Pearl Stringers). Около 1876 г.
Частная коллекция
В 1887 г. в журналае "Magazine of Art" был опубликован рисунок по картине Ван Хаанена (на мой взгляд, рисунок и оригинал очень разнятся в деталях):
Рамус. Низальщицы бисера (Bead Stringers).
Рисунок по картине Ван Хаанена. Magazine of Art. 1887 г.
И еще один рисунок на тот же сюжет знаменитого американского художника Джеймса Макнейл Уистлера (James McNeil Whistler)(1834-1903 гг.)(того самого, который в детстве жил в России с родителями):
Джеймс Макнейл Уистлер (James McNeil Whistler).
Низальщицы бисера. Гравюра. 1879-80 гг.
Крайне любопытна вот эта картина уже упоминавшегося американского художника Джона Сингера Сарджента:
Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent).
Венецианские стекольщики (Venetian Glass Workers). 1880-82 гг.
Институт искусств Чикаго. Иллинойс. США. Коллекция г-на и г-жи Мартин А. Райерсон.
Исследователи считают, что на картине изображен процесс нарезания вручную стеклянных трубочек, белых и бледно-голубых. Как это можно делать вручную?! Не представляю!
Кстати, вот на этой картине того же Сарджента, называемой "Молодая итальянка с веером" (Italian Girl With a Fan) , исследователи также усматривают пучок стеклянных бледно-голубых трубочек для нарезки бисера, а вовсе не веер:
Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent).
Молодая итальянка с веером (Italian Girl With a Fan). 1882 г. Музей искусств Цинциннати.
Так называемый "веер" поближе (дейстительно, мало похоже на веер):
ИСТОЧНИК -
http://jssgallery.org/Paintings/The_Bead_Stringers_of_Venice.htm